Top.Mail.Ru
НИЛ психофизиологических основ здоровья учащихся
RU|EN

БРЯНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

имени академика И.Г. Петровского

БГУ - вуз для тех, кто верит в себя и стремится к успеху!

НИЛ психофизиологических основ здоровья учащихся

Руководитель: доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный ученый Брянской области Золотникова Галина Петровна

Адрес: 241036, г. Брянск, ул. Бежицкая, д. 14

Телефон: (4832) 58-05-50, доб. 1104

E-mail: nii589339@yandex.ru

График работы: пн-пт 8.30-17.00, перерыв 13.00-13.30, сб-вс - выходной

Научно-исследовательская лаборатория психофизиологических основ здоровья учащихся является структурным подразделением научно-исследовательского института фундаментальных и прикладных исследований Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского.

Лаборатория создана на базе Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского в 2012 году.

Лаборатория осуществляет научную деятельность с целью организации теоретических, экспериментальных, фундаментальных, поисковых и прикладных научных исследований в области психофизиологических основ здоровья учащихся.

В соответствии с поставленной целью Лаборатория решает следующие задачи:
• организационно-управленческая работа по формированию основных научных направлений Лаборатории по результатам анализа тематики бюджетных и внебюджетных НИР.
• координация и осуществление фундаментальных и прикладных исследований, направленных на получение новых знаний в области психофизиологических основ здоровья учащихся.
• научно-методическое, экспертно-аналитическое и консультативное сопровождение инновационных проектов в научно-технической и социальной сфере.
• развитие исследований как основы для создания новых знаний, освоения новых технологий, развития научных школ и временных научных коллективов Института.
• научное и методологическое сопровождение сбора экспериментальных и эмпирических данных студентами и аспирантами для подготовки курсовых, выпускных квалификационных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.
• подготовка и заключение хозяйственных договоров и контрактов с учреждениями, коммерческими и некоммерческими организациями и другими заказчиками.
• обеспечение взаимодействия фундаментальной и прикладной науки с образовательным процессом на всех его стадиях, включая использование результатов совместных научно-исследовательских работ (далее НИР) в лекционных курсах, экспериментальной базы для выполнения учебно-исследовательских, лабораторных и курсовых работ, производственной и преддипломной практике. Реализация результатов НИР, в том числе разработка учебных и методических пособий, проектов нормативных и методических документов по изучаемым проблемам.
• организация и участие в проведении научно-практических мероприятий по актуальным проблемам в области психофизиологических основ здоровья учащихся с целью обмена учеными, достижениями, накопленным опытом.
• подготовка материалов, аналитических сведений к составлению ежегодных и текущих отчетов о результатах научно-исследовательской работы Лаборатории и других необходимых документов для представления их в установленном порядке.

Основные научные направления деятельности научной лаборатории за 2020 год:
1) Проведены исследования с целью научного обоснования наиболее рациональных режимов активных спортивных занятий учащихся, способствующих улучшению морфологических и физиологических показателей, сохранению адаптационного потенциала молодого организма в экологически неблагополучных условиях. По материалам исследований подготовлены научные статьи, представлены сообщения на научно-практических конференциях.
• Золотникова Г.П, Захаров Н.Е.. Захарова М.В. Изменения показателей внешнего дыхания у спортсменов в условиях техногенного загрязнения. Вестник спортивной науки. Научно-теоретический журнал по проблемам науки о спорте. – №1/2019. – Москва: Изд-во «Спорт», 2019. – С. 50-55.
• Захаров Н.Е., Золотникова Г.П., Махов А.С. Динамика психофизиологических показателей школьников под влиянием занятий футболом. Современные векторы развития образования: актуальные проблемы и перспективные решени: сб. науч. тр. / XI Международ. науч.-практич. конф. «Шамовские педагогические чтения научной школы Управления образовательными системами» (25 января 2019 г.). В 2 ч. Ч. 2. – М.: 5 за знания; МПГУ, 2019. – С. 38-41. (748 с.)
• ЗахаровН.Е., Золотникова Г.П. Шлапакова С.Н., Курсакова Л.В. Влияние техногенных нагрузок среды обитания на показатели здоровья населения в экологически различных районах. Фундаментальная наука и образовательная практика. Материалы X Республиканского научно-методологического семинара «Актуальные проблемы современного естествознания», Минск, 12 декабря 2019 г. / редкол.: В.А. Гайсенок [и др.]. – Минск: РИВШ, 2019. – С. 35-39.

2) В соответствии с договором о научном сотрудничестве с гимназией № 7 г. Брянска, выполнены совместные научные проекты по изучению изменений психофизиологического состояния организма подростков при различных условиях и видах жизнедеятельности.
Результаты исследований доложены на научных конференциях и опубликованы в научных изданиях:
• Акимова, К. Е., Коншина И.Д., Скачкова Т.А. Исследование сна у старшеклассников [Текст] // Юный ученый. – 2020. – № 6 (36). – С. 102-105.
• Желтова М.С., Скачкова Т.А. Влияние занятий спортом на функциональное состояние сердечно-сосудистой системы, тревожность и стрессоустойчивость старшеклассников [Текст] // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Брянск: РИСО БГУ, 2019. – С. 15-19.
• Москвичев Е.А., Скачкова Т.А. Влияние прослушивания музыки на память учащихся и зависимость восприятия музыки от тревожности и стрессоустойчивости [Текст] // Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития: Материалы IV Международной научно-практической конференции. – Брянск: РИСО БГУ, 2019. – С. 74-78.

Основные направления деятельности научной лаборатории за 2021 год:
1.Проведены исследования по изучению состояния психоэмоциональной сферы школьников разных возрастных групп в зависимости от экологии учебного процесса и экологии окружающей среды. В исследовании приняли участие учащиеся пятых-девятых классов из школ экологически различных микрорайонов г. Брянска и области. По результатам исследований определены психолого-педагогические подходы для профилактики «рисков» развития психической дезадаптации, предупреждения формирования психологических проблем у школьников в современных условиях школьного образования; научно обоснованы и подготовлены для печати методические рекомендации: «Психолого-педагогическая профилактика рисков развития психической дезадаптации у школьников в экологических условиях современного учебного процесса и окружающей среды» ( Г.П. Золотникова, М.В. Захарова, Т.А. Скачкова).
2.Проведены исследования по изучению показателей здоровья подростков, учащихся средних профессиональных образовательных учреждений, в условиях современной техногенно-технологической среды. По результатам исследований научно обоснованы методические подходы к сохранению здоровья, профилактике экозависимой патологии у подростков, учащихся профессиональных колледжей. Подготовлены к печати методические рекомендации: «Профилактика риска развития экозависимой патологии и снижения адаптационных резервов организма у подростков, учащихся профессиональных колледжей» (Г.П.Золотникова, Р.В. Кургуз, Р.В. Захаров).
Опубликованы научные статьи:
• «Влияние экологических особенностей и уровня антропогенной нагрузки районов проживания на состояние здоровья учащихся профессиональных колледжей» //Г.П. Золотникова, Н.Е. Захаров, Р.В. Кургуз/, Журнал «Проблемы региональной экологии, 2021, №1.-С.66-70.
• «Изучение показателей здоровья и адаптации учащихся профессиональных колледжей в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов» //Н.Е. Захаров, Г.П. Золотникова, Р.В. Кургуз/, журнала «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики».
3.Изучены психофизиологические показатели когнитивной сферы юных спортсменов в динамике спортивных занятий различными видами спорта в экологически различных условиях при разных режимах спортивных нагрузок.
4. Сотрудники лаборатории приняли участие в работе II-го Национального конгресса по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды (17-19 ноября 2021 г.), посвященного 90-летию НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. А.Н. Сысина ФГБУ «ЦСП» ФМБА России.
В сборнике тезисов: «Материалы II-го Национального конгресса с международным участием по экологии человека, гигиене и медицине окружающей среды «СЫСИНСКИЕ ЧТЕНИЯ - 2021». М. 2021, опубликованы тезисы: Золотникова Г.П., Захаров Н.Е. «Эколого-гигиенический анализ влияния техногенных экологических факторов на показатели гуморального иммунитета спортсменов юношеского возраста» .- С.178-183.

В 2022 году работа лаборатории велась по следующим направлениям:
1. Изучение показателей здоровья учащихся в различных экологических условиях:
• Проведены исследования по комплексному изучению показателей здоровья школьников разных возрастных групп в зависимости от экологии учебного процесса и экологии окружающей среды. Выявлены закономерности изменения показателей физиологической и психической адаптации организма учащихся пятых-девятых классов в условиях различных факторов экологии учебного процесса и окружающей среды.
Материалы исследований опубликованы в научной статье: «Состояние адаптационного потенциала организма школьников в экологически различных условиях образования и окружающей среды». Золотникова Г.П., Захаров Н.Е. Шпакова С.Н., Кургуз Н.Е. Сборник статей Х1У Международной научно-практической конференции «Шамовские педагогические чтения» научной школы Управления образовательными системами, ч.2.Москва. 2022, С. 679-683
• Проведены комплексные исследования по выявлению закономерностей изменения показателей физиологических систем адаптации организма подростков, учащихся учреждений начального профессионального образования, в зависимости от экологических особенностей районов проживания и обучения.
По результатам исследований опубликованы две статьи:
• «Изучение показателей здоровья учащихся образовательных организаций в условиях воздействия неблагоприятных экологических факторов». Г.П. Золотникова, Н.Е. Захаров, Р.В. Кургуз. Научно- практический журнал «Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики», 2021, № 12, С.13-17 ( реком. ВАК).
- «Особенности психофизиологической адаптации организма учащихся в условиях техногенного загрязнения среды обитания» ., Г.П. Золотникова, Н.Е. Захаров. Р.В. Кургуз. Научно-практический журнал «Современная наука: актуальные проблемы теории и практики», 2022, №9, -С. 11-14.(реком. ВАК).
2. Научно-творческое сотрудничество с учебными учреждениями
Проведены исследования по изучению рисков развития «гипертонии на рабочем месте», как одного из клинических вариантов «стресс-индуцированной» артериальной гипертонии у педагогических работников. Комплексные изучения показателей здоровья у значительного числа педагогических работников проведены на базе общеобразовательных организаций г. Брянска. В результате исследований, выполненных с использованием адекватных современных методов: изучения показателей психо-эмоциональной сферы, степени социально-психологической адаптации, диагностики профессионального выгорания и др.,- было установлено, что развитию гипертонической болезни у педагогических работников способствует наличие у индивидуума особенностей личности, предрасполагающих выраженную эмоциональную реакцию на стресс, связанный с особенностями профессиональной педагогической деятельности. Разработаны научно- обоснованные рекомендации по сохранению здоровья педагогических работников, предупреждению профессионального выгорания .
Результаты проведенных исследований опубликованы в статье:
«Индивидуально -типологические особенности личности как предикторы возникновения гипертонической болезни у педагогических работников». Золотникова Г.П., Захарова М.В. -Материалы У11 Международной научно-практической конференции «Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития». Брянск, 2022. С.194-199.
3. Развитие научных контактов с научными обществами, активное участие в работе научных конференций
• Научные сотрудники НИЛ «Психофизиологические основы здоровья учащихся» Г.П. Золотникова, Н.Е. Захаров, Р.В. Кургуз представили доклад на Х1У Международную научно-практическую конференцию «Шамовские педагогические чтения» научной школы Управления образовательными системами, которая проходила в Москве, 22-25 января 2022 года.
• Научные сотрудники НИЛ Золотникова Г.П., Захарова М.В. представили материалы на У11 Международную научно-практическую конференцию «Социально-психологические вызовы современного общества. Проблемы. Перспективы. Пути развития», которая проходила в Брянском госуниверситете, на факультете педагогики и психологии 22.04.2022.

      




Время работы: пн-пт 09:00-18:00

E-mail: bryanskgu@mail.ru

Телефон: +7(4832)58-90-85

Брянск – Янск.ру – Брянский поисковик. Новости, реклама, авто, недвижимость, организации - поиск по Брянску